Некоторые собственники жилья отказываются их впускать. Главный аргумент: аварийной ситуации нет, а значит и оснований для осмотра тоже нет. Верно ли данное утверждение?
Верховный суд Российской Федерации с такой позицией не согласился. Высшая инстанция определила, что для получения доступа в квартиру специалистам, обеспечивающим жизнедеятельность дома и несущим ответственность за безопасное проживание в нем не нужны особые условия. Такое право у них есть в силу прямого указания в законе, не зависит от конкретных обстоятельств и установлено в том числе для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем.
Многоквартирный дом необходимо содержать в надлежащем состоянии, то есть обеспечивать поддержание параметров его устойчивости, надежности, а также исправности строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно Правил предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) управляющая компания, ТСЖ или ЖСК, на которую возложена обязанность по осуществлению эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, имеет право требовать допуска своих представителей в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение, но не чаще 1 раза в 3 месяца, а для ликвидации аварийной ситуации – в любое время. А потребитель в свою очередь не должен этому препятствовать.
Установленные нормы и правила носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность.