Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО)

вывоз ТКО.jpg        Проблема в сфере обращения твердых бытовых отходов производства и потребления остается одной из самых актуальных на сегодняшний день.

      В Российской Федерации с 1 января 2019 года работает новая система в области обращения с коммунальными отходами, согласно которой функции по сбору, транспортированию, захоронению отходов возложены на регионального оператора.

      Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

      Он работает самостоятельно или с привлечением организаций, которые заняты перевозкой твердых коммунальных отходов. Статус региональному оператору присваивается на срок не более чем десять лет на основании конкурсного отбора.

      Ознакомимся с понятием твердых бытовых отходов и уточним кто отвечает за обращение и обезвреживание их в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      В Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации (утв. Приказом Минприроды России от 14.08.2013 № 298) под твердыми коммунальными (бытовыми) отходами понимаются отходы, входящие в состав отходов потребления и образующиеся в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.

      По сути, в указанном документе между двумя рассматриваемыми понятиями отходов поставлен знак равенства.

      Основным правовым актом в установленной сфере является Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

      Понятие ТКО раскрывается в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, в соответствии с которой, ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

      Если же анализировать вышеуказанное определение понятия ТКО, то в нем прямо указано, что ТКО образуются в т.ч. в результате удовлетворения бытовых нужд.

      Таким образом, и ТБО, и ТКО - это единый вид отходов, объединенный в понятии твердых коммунальных отходов.

      Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 услуга по обращению с ТКО относится к разряду коммунальных услуг.

      У потребителя, как у собственника жилого дома или части жилого дома, есть обязанность обеспечить обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором, которая закреплена в ч.5 ст.30 ЖК РФ и в п.4 ст.24.7 Федерального закона № 89-ФЗ.

      В свою очередь региональные операторы заключают типовые договоры на оказание услуг, в которых отражен весь перечень обязанностей регионального оператора. Ознакомиться с содержанием типового договора можно на сайте своего регионального оператора. При чем региональный оператор не вправе отказать в его заключении потребителю.

      Региональный оператор обязан:

- принимать твердые бытовые отходы;
- обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством РФ;
- предоставлять потребителю информацию в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
- отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством РФ.

      Цены на услуги региональных операторов не должны превышать тарифы, установленные органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области регулирования тарифов.

      На сегодняшний день, основными проблемами при оказании услуг, оказываемых региональными операторами, являются следующие моменты:

- нарушения, связанные с порядком начисления и взимания платы за вывоз мусора;
- не соблюдаются сроки вывоза мусора;
- если на контейнерной площадке установлены баки для сортировки отходов, а сборщики все сваливают в один мусоровоз. При этом оплата услуг включает в себя и работу по сортировке.

      При невыполнении региональным оператором своих обязанностей первым шагом является направление претензии в свою управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК, а также обращение непосредственно к региональному оператору с требованием об устранении недостатков оказываемых услуг по вывозу мусора.

      В случае неисполнения своих обязанностей, региональный оператор несет административную ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований), по ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), а также гражданско-правовую ответственность.

      Так ст. 6.35 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления.

      Административный штраф за такие нарушения для граждан составит от 2 до 3 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 40 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 50 до 60 тысяч рублей, а для организаций – от 250 до 350 тысяч рублей.

      В отличие от статьи 8.2 КоАП РФ по указанной статье несут административную ответственность управляющие организации и товарищества собственников жилья, ответственные за содержание контейнерных площадок, организации-операторы, осуществляющие транспортировку твердых коммунальных отходов и их размещение на полигонах.

      Действия жителей, которые выбрасывают твердые коммунальные отходы мимо контейнера, приемника мусоропровода либо оставляют возле мусороприемной камеры многоквартирного дома, также несут административную ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ.

      В свою очередь, противоправные действия иных лиц, в результате деятельности которых образуются отходы, квалифицируются по ст. 8.2 КоАП РФ. К таким действиям могут относиться:

— отказ от оборудования собственной контейнерной площадки для обособленных торгово-производственных и офисных площадок (отдельно стоящие здания и участки местности);
— уклонение от заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
— выброс вместе с твердыми коммунальными отходами ртутьсодержащего оборудования, элементов питания, электронного оборудования, иных опасных отходов;
— любые другие нарушения при обращении с промышленными отходами.

      Данное правонарушение наказывается административным штрафом: для граждан в размере от 1 до 2 тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей, для организаций – от 100 до 250 тысяч рублей.

      За повторное совершение данных правонарушений, при выявлении фактов причинения вреда окружающей среде или человеку, возникновения эпидемии или эпизоотии, а также в отношении отходов животноводства штрафные санкции значительно крупнее.

      Отдельно ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ выделено такое деяние, как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

      Диспозиция данной статьи КоАП РФ запрещает сброс отходов на местности вне специально установленных для этого мест, то есть образование несанкционированных свалок. Нарушения, допускаемые организациями и предприятиями, эксплуатирующими полигоны ТБО с нарушением действующих норм (например, отсутствие контроля за морфологическим составом поступающих отходов; горение отходов, размещенных на полигоне), также будут наказываться по данной норме.

      Для граждан такие нарушения повлекут административный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, а для организаций – от 300 до 450 тысяч рублей.

      За незаконное размещение отходов животноводства на не предназначенных для этого объектах для организации предусмотрен административный штраф в размере от 500 до 700 тысяч рублей, а при повторном нарушении – от 700 до 800 тысяч рублей.

      Все вышеперечисленные правонарушения помимо административного штрафа предусматривают альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности организации или индивидуального предпринимателя на срок до 90 суток.